Расскажи мне сказку? Значение сказок в мире ребенка.

Рассказываете ли вы своему ребенку сказки?

сказка на ночь«Да, конечно, – обычно отвечают на этот вопрос родители, – у нас много книжек со сказка­ми, но меня удивляет, что сын все время просит читать ему одну и ту же сказку».

Мы же ее уже три раза читали, давай я тебе другую почитаю, вот эту, например, очень интересная…

Нет, мамочка, я хочу ту, мою любимую.
«Это, наверное, ненормально, доктор?»

-  Абсолютно нормально. Почему дети любят сказки? Особенностью всех сказок является повторяемость («избыточность») сюжетов и лексики: «В первую ночь первый сын пошел охранять поле, сел под большое дерево и уснул. Во вторую ночь второй сын пошел охранять поле, сел под большое дерево и уснул. В третью ночь
третий сын пошел охранять поле, сел под большое дерево…» – и т.д.

Маленькому ребенку, у которого только форми­руются объем восприятия и запоминания, словар­ный запас, присущая сказкам избыточность помогает воспринять и запомнить все линии сюжета героев и поэтому получить удовольствие от сказ­ки. Именно этим объясняется желание многократ­но слушать понравившуюся сказку.

Но я спрашивала про другое: рассказываете ли вы ребенку сказки? Меня как психолога очень волнует, что из жизни большинства современных семей исчезла традиция рассказывать ребенку сказку на ночь, и мы об этом узнаем, только читая детские воспоминания Толстого или Гарина-Ми­хайловского. Сейчас, в лучшем случае, родители читают ребенку на ночь отрывок из книжки.

- Какая разница? – спросите вы.

Попробую объяснить на собственном опыте многолетнего рассказывания «ночных сказок» сна­чала своему сыну, а потом внуку. (Кстати, когда я начала рассказывать первую сказку внуку, он очень удивился: «Ты сама, без книжки, будешь расска­зывать?!»)

Во-первых, герои рассказанных сказок – хоро­шо знакомые и любимые игрушки вашего ребенка и домашние животные. Они разговаривают друг

с другом, у каждого есть имя и привычные роли: добрый мишка Тэдди, глупенький слоненок Тоби, хвастливая обезьянка Чита и т.д. Игрушки рас­сказывают о том, что с ними приключилось в пос­леднее время, и в эти рассказы тонко вплетаются переживания и впечатления самого ребенка. Это позволяет ребенку безопасно эмоционально отре­агировать на волнующие его негативные события дня (а не вспоминать их и вскрикивать во сне) или закрепить в памяти детали ярких пережитых впе­чатлений.

Например: Мишенька был в театре, а вече­ром маленький зайчонок рассказывает медве­жонку, как он спрятался в кармане у Мишень­ки и видел все представление. А другие игрушки задают вопросы, и тем самым актуализируются все компоненты спектакля. Самые важные и труд­ные моменты повторяются и разъясняются глу­пенькому маленькому слоненку, который никак не может понять.

Или: Танечка пришла из школы в слезах – она поссорилась с лучшей подругой. Та захотела сидеть на уроке физкультуры рядом с другой девочкой, а не с Таней. Родители, которые сказа­ли девочке: «Как не стыдно большой девочке пла­кать из-за такой чепухи! Поссорились – помири­тесь», – только обидели дочку непониманием глу­бины ее переживаний.

А вечером игрушки обсуждали ссору двух зверюшек по сходному (но не тождественно­му!) поводу и вместе обдумывали, как иногда легко случайно обидеть другого. Но тогда достаточно с ним просто спокойно, без обид поговорить, чтобы он понял твои пережива­ния и объяснил, почему он так поступил. Мо­жет, была важная причина или он просто не понял, что ты можешь обидеться! А если он все равно не понял?» – спрашивает глупенький слоненок Тоби. «А зачем тебе такой глупень­кий друг? Давай лучше я буду твоим другом», -говорит мишка Тэдди.

Таким образом, сказка становится не только средством развития памяти и воображения, не только помогает преодолеть эмоциональное напря­жение, успокоить ребенка, но и развивает его ком­муникативные способности, навыки преодоления конфликтов.

Ночная сказка, кроме того, эффективно помо­гает родителям справиться с типичным для всех детей нежеланием идти спать. Ожидание интерес­ной сказки перевешивает чувство обиды и неспра­ведливости: «У них там так интересно, а я должен идти в кровать!»

Ночная сказка иногда (очень редко) может быть использована в качестве средства поощрения или аккуратно сформулированного (!) наказания: «Ты сегодня был(а) такой молодец, что я тебе расска­жу две сказки» – или: «Ты сегодня так меня огор-’чил(а), что я забыла сказку, которую хотела тебе рассказать». Однако сказка не должна становить­ся предметом спекуляции («Не сделаешь это – не будет сказки»), иначе ее эффект постепенно сво­дится к нулю.

Малыш, слушающий сказку, обычно не остает­ся безучастным: активно комментирует события, задает вопросы, часто определяет героя сказки -«сегодня про олененка»-. Такое сотворчество ре­бенка необходимо только приветствовать и под­держивать.

Ночные сказки часто превращаются в настоя­щие сериалы, что еще более усиливает их эффект.

Приведу один пример.

Однажды мой внук, обычно спокойный и ве­селый, проснулся ночью в слезах. В этот день он потерял любимую игрушку – маленького пу­шистого тюленя Фоку. Ребенку приснилось, что кто-то нашел Фоку, выдернул из него все нит­ки, и Фока развалился на кусочки. Я тут же рассказала сказку о том, как Фока отправился в плавание искать других тюленей, и потом целую неделю продолжалась ночная сказка о веселой жизни Фоки в семье его новых друзей. А на новый год под елкой лежало письмо от Фоки с портретом маленького очаровательно­го тюлененка, которого, как было написано в письме, назвали именем внука, чтобы выразить любовь к нему.

- И ваш внук поверил? – слышу я скепти­ческий вопрос родителя.

- Конечно, нет – современные дети довольно рано перестают верить в Деда Мороза и других сказочных героев, но это не означает, что пропа­дает интерес поиграть в эту воображаемую ситу­ацию, и тем более с любимым взрослым.

Наличие игровой ситуации в ночной сказке обес­печивает ее эффективность, так как игра всегда ак­тивно стимулирует развитие личности и психичес­ких функций ребенка. Вместе с тем ночная сказка -специфический вид игры, который призван настро­ить ребенка на спокойный сон и поэтому должен отвечать ряду требований:

-  ночная сказка должна быть короткой -не более 5-10 минут;

 - она должна быть веселой, но без пере­хлеста эмоций, то есть вызывать у ребен­ка улыбки, а не взрывы хохота;

- она не должна быть страшной, жела­тельно, чтобы в ней не было моментов аг­рессии или гибели героев;

- сюжет каждой сказки (даже если это «сериал») должен быть завершенным, он не может обрываться «на самом интересном месте»;

-  в ночной сказке всегда должен быть сча­стливый конец,

-   Но ведь не может каждый родитель быть писателем и уметь сочинять сказки! – слышу я возражение.

-   Конечно, может, ибо воспитание ребенка есть всегда творчество, и у вас в этом творчестве есть соавтор и помощник – ваш самый лучший в мире и самый талантливый ребенок!

Автор статьи : Глозман Жанна Марковна

Статья напечана: Начальная школа 2006 год – № 17.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.