Маленькие драчуны или Ваш ребенок дерется?

Понятие «детская драка» означает способ разрешения детьми межличностных конф­ликтов с помощью физической силы. Участниками драк пре­имущественно бывают мальчи­ки.

joomla business templates
joomla templates
premium joomla templates
free wordpress themes
free joomla templates
Особенностью конфликтов, вызывающих детские драки в штатных ситуациях, является их относительная простота: несогла­сие, разногласие, иногда-проти­водействие. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоцио­нальной разрядки, как есте­ственное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так. Почему? В млад­шем школьном возрасте актив­но формируется личность, мно­гие качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, будут развивать­ся и в последующие годы. В дет­ской межличностной драке один выступает в роли победителя, другой оказывается в роли по­бежденного. Если побежденный испытывает унижение, страх или озлобление, то победитель – чув­ство удовлетворения от победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление подобных личностных качеств нежелательно. (Однако в случа­ях когда физическая сила была использована для защиты слабо­го или для самозащиты, такое разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненого долга, и в известной мере подобные столкновения между детьми даже полезны). Классический пример детской драги описан Марком Твеном в книге “Приключения Тома Сойера”.

Дети обычно быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, спровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как драчуны через коронкое время после сражения вполне мирно и дружески общаются между собой.

Физическое насилие у детей может ограничиваться просто ударом рукой, ногой или каким-нибудь будь предметом – например, кни­гой или портфелем. В Толковом словаре В. Даля «ударять» определяется набором таких дей­ствий, как «бить, колотить, толкать, наносить удар, ушибать». Всеми этими действиями младшие школьники владеют и широ­ко их используют. Источников, из которых дети черпают опыт фи­зического насилия, немало: приме­ры неправильного поведения ро­дителей в семье, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга и детей; пример стар­ших школьников; фильмы, про­славляющие культ насилия.

Почему дети дерутся? Какие мотивы толкают их на примене­ние физической силы в отноше­нии своих сверстников? С одной стороны – это потребность защи­тить себя, выразить чувство гне­ва, вызванное мнимой или насто­ящей обидой, защитить слабого. С другой – попытка завоевать с помощью силы лидерство; завы­шенная самооценка («Мне все ожно»); защита своей собствен­ности («Это мои книги, каранда­ши, линейка…»).

Перед учителем сейчас воз­никают и новые проблемы, вызванные массовым увлечени­ем родителей и детей с самого раннего возраста дзюдо и сам­бо. Занятия в спортивных секци­ях, специальных школах посеща­ют не только мальчики, но и де­вочки. Занятия в этих школах пре­следуют цели развивать мотива­цию личности к здоровому обра­зу жизни, всестороннему физи­ческому и спортивному совер­шенствованию. Но не могут ли дети, нарушая правила спортив­ной этики, применять некоторые приемы дзюдо и самбо в обыч­ных детских драках?

Рассмотрим конкретные си­туации и вкратце охарактеризу­ем их.

Ситуация 1. «Неженка» - Егорка-то у нас неженка! Вчера нес портфель Ольки из третьего «Б» класса! Какие те­лячьи нежности!

Ребята загалдели, засмея­лись. И тут Егор вспомнил, что он действительно нес Олин порт­фель, когда она показывала ему фотографии.

-    Неженка! – не унимался Пашка.

-    Отстань, - отмахиваясь, ак от назойливой мухи, бросил
Егор.

Но Пашка не отставал и на следующих переменах.

-  Уж точно, неженка!

И вдруг Егора как будто что-то толкнуло – откуда-то удушли­вой волной накатились обиды и злость. Он подскочил к Пашке, ударил его, и они вместе покати­лись по полу.

Ситуация 2. «Обидел слабого…»

Вова был самым маленьким в классе по росту. Коля, рослый и крепкий мальчик, постоянно его дразнил. Так было и на этот раз,

когда они возвращались из шко­лы. Коля догнал своего одноклассника, изобразил, как он де­лал упражнение на уроке физкультуры, а потом отвесил такой подзатыльник, что Вова еле устоял на ногах, но все же попы­тался противостоять своему обидчику. Мальчики покатились по земле. Кто знает, сколько бы продолжалась драка, если бы прохожие не остановили их.

В обеих ситуациях более физически сильный мальчик «про­бует» свою «силу» на слабом, пы­тается утвердиться, унижая его достоинство. Другой, возможно, и не такой сильный, не позволяет уни­жать свое достоинство (или досто­инство более слабого товарища), защищает себя и другого собствен­ными силами.

Ситуация 3. «Не угодил» Ребята играли в футбол. Воло­дя был вратарем, ловко отражал один мяч за другим. Но вот Во­лоде не угодил чем-то партнер по игре, Сережа. Володя несколь­ко раз больно его ударил. Сере­жа обиделся и ушел. Игра пре­кратилась.

 У Володи завышенная само­оценка. Он считает, что ему все дозволено, даже ударить своего то­варища.

Ситуация 4. «Отобрала…»

Начался урок, а у Пети, как всегда, чего-нибудь да и не хва­тает. «Ленка, дай линейку», -попросил он у соседки по парте. Девочка не реагировала. Тогда Петя, недолго думая, отобрал силой линейку. Лена книжкой уда­рила Петю по голове и вернула свою собственность.

Столкновение, как и боль­шая часть столкновений между деть­ми вообще, возникает в процессе защиты личной собственности.

Ситуация 5. «Кто сильнее?»

Сережа и Павел решили ис­пытать, кто сильнее. Их окружи­ли ребята, весело подзадоривая:

-Давай, Сережка, не подда­вайся!

- Паша, не уступай!

Никому не хочется быть сла­бым. Борьба все напряженнее. Сереже кажется, что Павел больно взял его за руку, непра­вильно сделал подножку. У Сер­гея закипает злость: «Ах,’ты так!» И вот уже борьба перехо­дит в драку.

Слишком уверенный в себе, желающий показать свою силу, мальчик часто становится участни­ком драки.

Ситуация 6. «Подножка»

На перемене Коля и Олег иг­рали в догонялки. За игрой на­блюдал их одноклассник. Когда мимо него пробежал Олег, он под­ставил ножку, и тот упал. Олег вскочил и ударил обидчика. Мальчики подрались.

Драка возникает без особых причин: от безделья, желания по­смотреть, что получится…

Ситуация 7.

«Не выслушал…»

Валера, ученик второго клас­са, бежал по коридору и нечаян­но задел Юру. Тот, не разобрав­шись, в чем дело, не выслушав извинений своего товарища, уда­рил его. Валере показалось это несправедливым, и в результате произошла драка, хотя ее могло и не быть.

Юра не сумел отличить умышленное действие от случайно­го. Неумение детей принимать из­винения от своих товарищей и про­щать часто может приводить к дра­кам.

Дети по-разному реагируют на физическое насилие:

- одни молча переносят не только словесные, но и фи­зические оскорбления, превраща­ются в своеобразные мишени для насмешек и ударов. Это о них говорят: «Его только ленивый не бьет»;

- обиженные, не умею­щие отстоять себя дети ищут за­щиты у учителя, жалуются ему на своих обидчиков («Он меня ударил!»; «А что он дерется!»);

- некоторые плачут, пы­таются разжалобить своего обидчика, пристыдить его слова­ми («Как тебе не стыдно, я же тебе ничего не сделал… Я же не­чаянно…»);

- большая часть детей не спускает своему обидчику, всту­пает в драку, отстаивает свое до­стоинство.

Стоит отметить, что реакция детей на дерущихся тоже разная: разнимают, подзадоривают, бегут за помощью к учителю, стыдят.

Учитель не может выступать в качестве наблюдателя, когда дети дерутся. В его обязаннос­ти входит остановить драку, раз­вести дерущихся в разные сто­роны. После того как они успо­коятся, необходимо поговорить с драчунами, выяснить причину драки и посоветовать, как надо было бы поступить в возникшей ситуации.

При этом нельзя забывать о том, что пострадавший нуждает­ся в психологической поддержке  со стороны педагога, а победи­тель -

о вреде применения силы, недо­пустимости насилия над другим человеком. Если же весь класс был свидетелем драки, то после беседы с ее участниками учи­тель, соблюдая педагогический такт по отношению к побежден­ному ученику, может дать оцен­ку происшедшему и объяснить, как следует детям общаться друг с другом. Педагогическое мастерство учителя проявляет­ся в умении не только выслуши­вать детей, но и побудить их к размышлению и самостоятель­ному принятию верного решения, научить правильно общаться.

Чтобы учителю легче было разговаривать с детьми, можно посоветовать использовать сле­дующие методы, приемы и сред­ства воспитания, при эти методы и приемы будут полезны и для родителей желающих научить своего ребенка обходиться без драк:

1. Прочитайте с детьми ху­дожественные произведения и обсудите, как следует об­щаться между собой.

ДВА КОЗЛА

Однажды на лужайке

Подрались два козла,

Подрались для забавы,

Не то чтобы со зла.

Один из них тихонько

Приятеля боднул,

Другой из них легонько

Приятеля лягнул.

Один боднул приятеля

Немножко посильней.

Другой лягнул приятеля

Немножко побольней.

Один разгорячился,

Боднул что было сил!

Другой его рогами

Под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен

Запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся

Не в шутку, а всерьез…

Я вспомнил эту драку,

Когда передо мной

На школьной перемене

Такой же вспыхнул бой.

                                                   (В. Лифшиц)

Вопросы для разговора:

1)  С кем сравнивает автор дерущихся на перемене детей?

2)  Как вы думаете, хорошо ли поступают те, кто выясняет отношения с помощью кулаков?

ЕСЛИ БЬЮТ

У мальчишки после драки

Отличительные знаки,

Но не прячет он царапин -

Нет, наоборот,

Он, услышав голос папин,

Говорит: — Ну вот.

Все в порядке! Я им выдал!

Я им дал сполна!

И отец с довольным видом

Смотрит на сынка.

И сегодня на бульваре

Дрался он, как лев,

Двух обидчиков ударил,

Сразу осмелев.

— Молодец! — одобрил папа.

— Вот теперь ты не растяпа.
М запомни впредь:
Затевать позорно драку.
Если бьют тебя, однако,
Если бьют — ответь.

                                         (А. Барто)

Вопросы для разговора:

1)  Прав ли папа?

2)  Мог ли мальчик поступить как-то иначе?

3)  Что вы сделали бы на месте мальчика?

ПОВЕРЬ МНЕ!

Кричат на меня:

— Драчун! Забияка!
И сам не пойму,
Почему все же драка
Не может нигде
Обойтись без меня?
Бегут без оглядки,
Как от огня,
Собаки и кошки,

Где ни пройду.

А палки и камни,

Как на беду,

Лежат на виду

Повсюду вокруг…

Ах, если б ты знал,

Как нужен мне друг,

Который бы мне

Поверил во всем!

Собак мы бы с ним

Кормили вдвоем,

Ласкали бы вместе

Пушистых котят…

Мне очень обидно,

Когда не хотят

Мальчишки

Доверить мне дело!

Ты знаешь,

Как мне надоело,

Что все так боятся

Моих кулаков,

Скажи,

Ну зачем мне

Столько врагов?

Я всюду один…

И мне плохо теперь.

Как нужен мне друг!

Ты мне веришь?

Поверь…

. Юркова)

Вопросы для разговора:

1)  Как вы думаете, правильно ли рассуждает герой стихотворения?

2)  Что бы вы посоветовали драчуну?

2. Обратитесь к народной мудрости.

О чем говорят русские посло­вицы?

Подыми руку, но не ударь.

Унижая других, сам унижа­ешься.

Дракою прав не будешь.

Куда ни придет, ссору заве­дет.

Ссора до добра не доводит.

3. Переключите внимание детей, их эмоциональное состояние с помощью юмора.

Г. Остер, автор задачника «Ненаглядное пособие по мате­матике», придумал две задачки:

Вовочка 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз — Дашу, 7 раз — Клаву и один раз, по ошибке, — завуча Маргариту Багратионовну. Спрашивается: сколько раз дергал Вовочка за косички и что теперь будет?

Возвращаясь домой из кино, Вовочка толкнул 9 девочек и подставил ножки 26 девочкам. Половина девочек, обиженных Вовочкой, заревела, а другая половина погналась за Вовоч­кой и надавала ему по шее. Сколько девочек надавали Во­вочке по шее?

Вопросы для разговора: 

1)  Что высмеял в своих задачках Г. Остер?

2)  Почему ссорятся мальчики и девочки?

3)  Можно ли им общаться мирно?

драки детейНа рисунках датского ху­дожника X. Бидструпа «Драка» очень выразительно рассказыва­ется о том, как взрослые люди подрались. Предложите детям рассмотреть картинки:

1)   Маленький озорник через
трубочку выстрелил и попал в
шею другому мальчику, постарше, возможно, такому же озор
нику. Старший мальчик немедленно обернулся, схватил ма
ленького за волосы и начал его
колотить.

2)   Проходившая мимо женщина подумала, что старший
мальчик обижает младшего, и
решила заступиться. Она разняла драчунов, но за свое заступничество ей пришлось дорого заплатить, так как старший мальчик очень ловко ударил женщину в глаз. На месте удара образовался огромный синяк.

3) Женщина схватилась за голову, сумка и зонтик упали на землю.

4)  Проходивший мимо полный солидный мужчина увидел все это, возмутился, быстро поймал обидчика и, положив его на колено спиной вверх, начал шлепать… В это время маленький плут успокоился и стал с интересом смотреть, как плохо приходится большому мальчику. Он не заметил, как к месту события большими шагами приближался мужчина со сжатыми кулаками. Наверное, он подумал, что взрослый и сильный мужчина обижает мальчика…

5)  Женщина, оба мужчины и большой мальчик кричали, жестикулировали, что-то пытались объяснить друг другу до тех
пор, пока мужчины, так и не поняв, что произошло, не начали колотить друг друга.

6)  Женщина кричала, мужчины дрались, а мальчики с интересам смотрели на то, что происходит… Они снова не заметили, как со всех сторон бежали мужчины и, не разобравшись, в чем дело, вступали в рукопашную битву… Между тем мальчикам, видно, надоело смотреть на происходящее, поэтому, взявшись за руки, как большие друзья, они предпочли удалиться по своим делам…

Вопросы

1)  Чему учат эти картинки?

2)  Что они высмеивают?

3)  Какую ошибку допустили взрослые?

Прочитайте отрывок из ро­мана английского писателя Дже­рома К. Джерома «Трое в одной лодке, не считая собаки»:

«Помню, однажды я находил­ся в вестибюле хэймаркетского универсального магазина. Меня окружало множество собак, ожидавших возвращения своих хозяев, которые делали покуп­ки. Там сидели мастиф, два-три колли, сенбернар, несколько легавых и ньюфаундлендов, ов­чарка, французский пудель с множеством волос вокруг голо­вы, но потертый в середине, бульдог, несколько левреток величиной с крысу и пара йорк­ширских дворняжек.

Они сидели мирные, терпели­вые, задумчивые. Торжественная тишина царила в вестибюле. Его наполняла атмосфера покоя, смирения и тихой грусти.

И тут вошла красивая моло­дая дама, ведя за собой ма­ленького, кроткого на вид фок­стерьера, и оставила его на цепи между бульдогом и пуде­лем. Он сел и некоторое время осматривался. Потом он поднял глаза к потолку и, судя по вы­ражению его морды, стал ду­мать о своей матери. Потом он зевнул. Потом оглядел других собак, молчаливых, важных, полных достоинства. Он посмот­рел на бульдога, который безмятежно спал справа от него. Он взглянул на пуделя, сидев­шего, надменно выпрямившись, слева. И вдруг без всякого предупреждения, без всякого видимого повода он укусил это­го пуделя за ближайшую пере­днюю лапу, и вопль страдания огласил тихий полумрак вести­бюля. Результат этого первого опыта показался фокстерьеру весьма удовлетворительным, и он решил действовать дальше и всех расшевелить. Переско­чив через пуделя, он энергич­но атаковал одного из колли. Колли проснулся и немедленно завязал яростный и шумный бой с пуделями. Наш фоксик вер­нулся на свое место и, схватив бульдога за ухо, попробовал свалить его с ног. Тогда бульдог, исключительно нелицепри­ятное животное, набросился на всех, кого мог достать, вклю­чая и швейцара, что дало воз­можность маленькому терьеру без помехи наслаждаться дра­кой со столь же расположен­ной к этому дворняжкой.

Всякий, кто знает собачью натуру, легко догадается, что к этому времени все собаки в ве­стибюле дрались с таким увле­чением, словно от исхода боя зависело спасение их жизни и имущества. Большие собаки дрались друг с другом, малень­кие дрались между собой и в свободную минуту кусали боль­ших за ноги.

Вестибюль превратился в су­щий ад, и шум был страшный. Снаружи собралась толпа; все спрашивали, не митинг ли здесь, а если нет, то кого тут убили и почему. Пришли какие-то люди с шестами и веревками и про­бовали растащить собак; посла­ли за полицией.

В самый разгар потасовки вернулась милая молодая дама, подхватила своего дорогого фоксика на руки (тот вывел дворняжку из строя по крайней мере на месяц, а сам теперь при­кидывался новорожденным яг­ненком), осыпала его поцелуя­ми и спросила, не убит ли он и что ему сделали эти гадкие, гру­бые собаки. А фокс притаился у нее на груди и смотрел на нее с таким видом, словно хотел сказать: «Как я рад, что вы при­шли и унесете меня подальше от этого возмутительного зре­лища!»

Вопросы

1)   Что вам напомнил этот отрывок?

2)   Как надо относиться к зачинщикам драки?

4. Обсудите несколько си­туаций и выясните, как бы дети поступили в том или ином случае.

КТО ПРАВ?

Класс спускается по лестни­це в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц, Вера, посколь­знулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, нечаян­но толкнула впереди спускавшу­юся Иру, а портфелем стукнула Колю. Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот растяпа!» Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги!» Люда громко смея­лась.

Остальные дети шли мимо с таким видом, будто ничего не случилось. И только Оксана ска­зала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нароч­но толкалась? Она ведь упала!»

С этими словами Оксана помог­ла Вере подняться, отряхнуть платье.

Вопросы

1)    Как поступили бы ваши ученики в данной ситуации?

2)    Что бы вы посоветовали ребятам?

БЫТЬ ПЕРВЫМ

Алик всегда любит быть пер­вым: когда дети идут на завт­рак, когда уходят до.мой. Он первым выбегает из-за парты, и если кто-нибудь стоит впереди него, то он отталкивает их, а сам встает вперед, громко крича, что это его место. И многие дети стараются с ним не ссориться, уступают ему во всем. Алик — сильный мальчик, в любую ми­нуту может доказать свое пра­во на первое место кулаками.

Вопросы для разговора:

1)   Каким растет Алик?

2)   Что бы вы посоветовали ему и всем другим детям, которые ему во всем уступают?

5. Обсудите, что легче -ссориться или мириться? Хо­тели бы вы научиться ми­риться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения?

Самообладание – способ­ность владеть собой.

Выдержка – одно из ценных качеств личности человека.

Ссора – это состояние враж­ды, размолвка. Ссора может на­чинаться со спора.

Спор – это словесное состя­зание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту.

6.  Решите коммуникативные задачи.

Твоего товарища ударили. Что и как ты ему скажешь?

Вы поссорились с подругой. Какие слова надо сказать под­руге, чтобы наступил мир?

7.   Проведите  специальные занятия с целью формирования у детей способности к ненасильственному взаимодействию.

Автор статьи “Маленькие драчуны” Тамара Тамбовкина статья напечатана начальной школе приложение к 1 сент. в 2006 году № 17.

strong

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.