О праве ребенка на неприкосновенность

личное пространство ребенка. О праве ребенка на неприкосновенностьКаждый человек имеет право быть самим собой. У каждого есть право на свободу мыслей и чувств, общения и при­вязанностей. И на неприкосновенность личных вещей. Только в этом случае он будет чувствовать себя психологически комфортно и безопасно. Ребенок — тоже человек, значит, и он обладает всеми этими правами. Но как определить гра­ницы психологического пространства ребенка, установить отношения, комфортные для него?

Опасными крайностями являются как полный симбиоз ребенка и его родителей, когда считается, что все их мнения, интересы, ценности и вкусы совпадают, так и чрезмерная удаленность ребенка от родителей, их отчуждение от него, граничащее с холодностью и неприятием.

Признание личности ребенка начинается с уточнения психологической дистанции, комфортной как для родителей, так и для ребенка. Это значит, что родители с самого начала дают ребенку возможность иметь отличные от их собствен­ных мысли и взгляды, выбирать друзей и собственную территорию.

Как установить верную психологическую дистанцию?

Конечно, она зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, состава семьи и др. Но обычно, наблюдая за ребенком, можно установить, какая дистанция между ним и родителями является комфортной именно для него. Ощущения «я сам» и «моя территория» очень индивидуальны, для одного — это всего лишь право выбирать, какую телепередачу посмотреть, какую книжку почитать, какую одежду надеть. А для другого — это право выбора дру­зей, сфер деятельности, образа жизни. В зависимости от этого дети по-разному воспринимают вторжение на тер­риторию, которую считают своей. Если дошкольник выскальзывает из маминых объятий, стирает следы ее поцелуев, это признак того, что она слишком назойливо и интенсивно вторгается в его психологическое пространство. Заметив это, не следует упрекать ребенка в недостаточной любви, обижаться на него. Лучше успокоить ребенка, слегка «ото­двинуться» — с уважением к его личной территории. Надо всегда обращать внимание, где находится ребенок, когда вся семья в сборе: там же, где все, или в своей комнате? Может быть, присутствие в комнате всей семьи вызывает у него слишком интенсивное переживание. И, уйдя в свою комнату, он старается просто освободиться от него.

Выясните, нравится ли ребенку комната, место, которое ему выделено в квартире. Если окажется, что не нравится, постарайтесь найти возможность решить эту проблему. В любом случае у ребенка должна быть в квартире своя соб­ственная территория, абсолютно безопасная для него. У него должно быть место, где он может хранить свои игрушки, другие вещи, не опасаясь, что кто-то может на них посягнуть. Пусть это будет не отдельная комната, а шкаф, полка или хотя бы один ящик. Но этот ящик — его собственный. Ребенок должен быть уверен, что никто — даже его собственная мама! — не заглянет туда без его разрешения.

По материалам книги: С.К. Нартова-Бочаверидр. Ребенок в карусели развода. (М., 2001)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.