Случай из практики использования сказкатерапии. На консультации 13-летняя девочка.

На консультацию мама привела девочку 13 лет.

Девочка полностью вышла из-под контроля, не хочет учиться, конфликтует с одноклассниками и учителями, дома совершенно не помогает по хозяйству, грубит. Ранее у ребенка было серьезное онкозаболевание, по­этому попустильский стиль воспитания взят за основу.

Сказка о Принцессе, которая хотела быть лучше всех

принцессаВ далекие времена, в одной прекрасной стране у Ко­роля и Королевы родилась дочь. Радости родителей не было предела: они позвали на пир в честь ее рождения  всех своих подданных, в том числе и Магов.

А ты знаешь, что Маги бывают Черными и Белыми. Белые Маги одарили юную Принцессу красотой, чув­ством собственного достоинства, умом, грацией и мно­гими другими достоинствами и талантами. Не забыли о подарках и Черные Маги, вручив Королю и Королеве кольцо, которое те должны были отдать дочери в день тринадцатилетия.

Король и Королева потеряли бдительность, приняв этот дар. Пока Принцесса была мала, все шло своим чередом, но как только подросла… Король и Королева стали беспокоиться: похоже, что управлять по-насто­ящему королевством она не сможет, потому что не уме­ет управлять даже собой.

И как только умудрилась Принцесса найти то злобное кольцо, о котором забыли ее родители? Кольцо было очень изящным, переливалось всеми цветами радуги. Оно могло нашептывать хозяину черные мысли и пре­вращать в эгоистичное, наглое, злобное, усмехающе­еся существо, которому безразлична судьба других.

Мало этого, кольцо постоянно ссорило принцессу с подругами. Кому понравится, когда при всех над тобой потешаются, отпускают грубые шуточки, одаривают надменным взглядом? Постепенно друзья стали от нее отворачиваться, остались только слабаки да слабоум­ные. Слабаки надеялись, что, находясь рядом с Принцессой, они будут защищены от ее «уколов», а слабоумным не хватало ума понять, кто есть кто.

Придворные учителя все разбежались, ни за какие деньги они не хотели ее учить.

Так шел год за годом. Внешняя красота и обаяние со­седствовали с внутренней чернотой и пустотой. Оди­нокая, недоученная, с больными родителями (жизнь с такой дочерью подорвала их здоровье), вечно всем недовольная, она продолжала мечтать о троне, о том, как будет управлять государством, о том, как встретится ей прекрасный принц…

 А как ты думаешь, что будет дальше?

Какие черты характера тебя привлекают в Принцессе, какие отталкивают?

Чем вы похожи?

Кто или что может помочь принцессе?

В процессе консультирования было отмечено боль­шое желание подростка стать взрослой. Поэтому ро­дилось продолжение первой истории.

На границе детства

Что же наша принцесса? Все было по-прежнему. Мечтает, мечтает, мечтает, но ничего не делает… Тре­бует, требует, требует! Красуется собой!

Однажды вечером Принцесса от нечего делать взгля­нула на небо и увидела очень яркую звезду. Ей показа­лось, что звезда ей подмигивает и быстро приближает­ся. От звезды к окну Принцессы протянулась тоненькая искрящаяся полоска звездного света, словно пригла­шая ступить на нее.

-   А что, слабо? — подумалось или послышалось Принцессе.

— Еще чего? Мне да слабо? — и она смело шагнула на яркую полосу.

В мгновение ока юная леди оказалась в очень стран­ном месте. Огромное пространство было разделено прозрачной стеной. В самом верху светилось неболь­шое оконце, единственное отверствие, которое служи­ло переходом из одной половины в другую.

На границе этих миров копошились звездочки. Не­понятно, что они делали, но шума слышно не было. Принцесса подошла к ним и поинтересовалась, где она очутилась.

-   Дорогая, ты находишься на границе детства и взрослой жизни. Сегодня решается твоя судьба. От твоих ответов зависит, где ты проживешь целый год: в мире взрослых или в мире детей.

—       А в чем разница между этими мирами? — спросила
Принцесса.

 Как ты думаешь, что ответили ей звезды?

—       В детстве, — продолжила звезда, — человек учится отвечать за свои ошибки, но он не может и не хочет полностью брать ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих его людей на себя. Ему и так хорошо! Беззаботно. Все готово, на блюдечке с золотой каемочкой… Но! Есть и другая сторона вопроса. Он ограничен в правах, в самом главном праве — принимать
ответственные решения, потому что ни сил, ни возможностей у него для этого нет, он еще не готов…

-   Значит, не научившись выполнять обязанности, нельзя стать взрослым? — спросила Принцесса.

-   Ты молодец! Мысли ловишь на лету. Вот и расскажи, какие у тебя обязанности, как ты с ними справляешься? Видишь, сколько ступеней ведет к заветному оконцу взрослости? Это все обязанности…

 Сможет ли Принцесса подняться по лестнице, которая ведет во взрослую жизнь? Почему?

Нарисуй лесенку для себя и отметь, где ты на пути во взрослую жизнь.

Расскажи, с какими обязанностями ты справляешься? Вправе ли ты требовать от родителей так много, как хочется?

Составь список прав и обязанностей для себя. Возможно ли их выполнение?

Поиски Цветка Любви

Это занятие проходило совместно с мамой. Моя за­дача была показать, что их объединит и поможет услы­шать друг друга.

Ласковый солнечный луч дотронулся до лица юной Принцессы, и она открыла глаза. За окном весело чири­кали воробьи, заботливо вычищая перышки друг другу и присматривая за молодняком, который еще плохо летал. В мыслях засел сон. Вот так сон! Он заставил Принцессу задуматься о своей жизни, оценить свои поступки.

Она подошла к окну, взглянула на небо с надеждой получить хоть какую-нибудь помощь, но в голове ее ро­дилась мысль: «Опять ты как маленькая, ждешь помо­щи. Сделай хоть что-нибудь сама!»

— Ах! — вспыхнула Принцесса. — Мне все по силам с моим умом и красотою. — Но тут же осеклась.

 Взгляд ее упал на необычное семечко, которое ле­жало на подоконнике. Оно манило, просило взять его в руки, согреть своим дыханием. Девушка прикоснулась к нему, и по всему телу прошел заряд радости и ощуще­ния чего-то нового и неизвестного.

Решила Принцесса посадить семя в землю и посмот­реть, чем оно станет. Сказано — сделано. Семя в краси­вом цветочном горшке грелось на солнышке, а Принцесса мечтала о том, во что оно может превратиться.

Чудо! На следующее утро на подоконнике красовался невиданной красоты цветок. Каждый лепесток был осо­бого неповторимого цвета, совершенно особой формы и источал свой, только ему присущий аромат. Внутри цветка сидел маленький Эльф, озорно стреляя глазка­ми по сторонам.

   Привет, добрая хозяйка! — сказал он. — Ты получила в дар Цветок Любви, а я — его хранитель. От тебя зависят красота и нежный аромат этого цветка и то, как он долго проживет. Скажу больше — от тебя зависит, сможет ли цветок помочь тебе стать взрослой и в будущем управлять государством. Готов поделиться с тобой
самым важным секретом: тому, кто умеет любить, все
подвластно. Самые огромные трудности нипочем! — закончил он свою речь, улегся калачиком, сладко зевнул и уснул у нее на глазах.

 Что, по вашему, любовь? Запишите на отдельном листочке. Сравните, найдите общее.

Почему люди знают, что они любимы?

 Как вы рассказываете о своей любви друг к другу?
Давно ли вы делали друг другу комплименты ?

Предлагаю по очереди сесть на «волшебный» стул. Сидящий на стуле человек имеет только достоинства, а недостатки стул скрывает.

Предлагаю вам создать Цветок Любви, один на двоих (цветной картон, пластилин, клей, фламастеры). Расскажите, что обозначает каждый лепесток в вашем цветке.

Что было самым трудным сегодня? Что приятным?

Мечты и реальность

Девочка постоянно требовала от родителей дорогих вещей, новый телефон, дорогие развлечения. Она чет­ко понимала, что родители обязаны ее содержать, раз произвели на свет. Кроме товарно-денежных отноше­ний ее мало что волновало…

Я думаю, что ты помнишь о маленьком озорном Эль­фе — хранителе Цветка Любви. Так вот.. Он ко всему прочему имел волшебную палочку, которая исполняла любые прихоти и желания.

Как-то раз Принцесса тайком (пока Эльф спал) вос­пользовалась это палочкой, потому что ей очень хоте­лось попасть в мир своей мечты.

А мечтала принцесса о том, чтобы за каждое ее движе­ние, действие, работу мысли Король и Королева поощ­ряли ее золотыми монетами. Выучил уроки — заплатили, издал указ — заплатили, помогла по хозяйству — запла­тили. Даже ласковые слова Принцессы и те должны были бы оплачиваться.

Взмахнула красавица палочкой и попала в удиви­тельный мир: роскошь, богатые особняки, яркий свет, прекрасные дамы и галантные кавалеры, везде поря­док и чистота, все чинно беседуют, улыбаются друг другу. У каждого в руках небольшая сумочка — подобие футляра для очков. Жители постоянно что-то достают из них, обмениваются, вновь что-то опускают вовнутрь, и так продолжается бесконечно.

Как ты думаешь, что это за сумочки? Почему они чем-то обмениваются?

К своему удивлению, Принцесса увидела свой дом, своих родителей. Они были так не похожи на себя: что-то высокомерное и холодное излучал их взгляд, слова до тошноты правильные и высокопарные. А главное — в руках они держали все те же сумочки-футляры.

По привычке Принцесса вбежала в дом, бросила свою одежду на кресло и помчалась на кухню переку­сить чем-нибудь вкусненьким. Да не тут-то было.

Далее мы проигрывали в песке продолжение сказки, где я взяла на себя роль родители и провоцировала ее своими действиями. Суть игры заключалась в том, что за каждое желание, потребность она должна была пла­тить или отрабатывать повинности.

Да, Принцесса мечтала не о такой жизни. Она дума­ла, что можно жить в мире, где только тебе все должны (кормить, обувать, одевать, развлекать). Но мир более жесток, тем более мир без чувств, без эмоций, без любви, основанный на правиле «Ты мне — я тебе».

Легкое прикосновение крылышек Эльфа вывело Прин­цессу из забытья.

— Ох-хо-хо! — вздохнул Эльф. — Ты забыла самый глав­ный закон природы: что посеешь, то и пожнешь. В жизни очень важно соблюдать равновесие.

Как ты понимаешь закон «Что посеешь, то и пожнешь»?

Удается ли тебе сохранять равновесие в отношениях с окружающими? Почему?

Как изменить ситуацию?

По словам мамы, после серии консультаций с ис­пользованием сказок девочка сильно изменилась, ста­ла более самостоятельной, в значительной мере улуч­шились ее отношения с родителями.

Автор: Наталья Соловьева Статья: Консультирование и сказка. Опубликовано: Школьный психолог в 2007 г. № 21.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.