Как потрудились – так и наградились (Терапевтическая сказка)

Дуняшка и Наташка с детских лет были закадычными подружками. Друг дружку знали лучше самих себя и, счи­тай; не ссорил ись никогда. Верховодила среди них Наташ­ка, а уж слушалась да подчинялась – Дуняшка. К семнад­цати годам обе красавицами стали, вместе на хороводе гуляли, вместе венки плели, вместе женихов для себя под­жидали. Одна только была незадача: в их-то деревне же-нихов – Ванька-губастый да Сенька-ушастый, да и те по годам в женихи-то не больно годились. А девок на выда­нье- пруд пруди! Вот женихов и жди…

Тем летом жара стояла редкостная, оттого малина ра­ненько и поспела. Дуняшка позвала Наташку на Малинов­ские луга за ягодой идти, а та – ни в какую! Свое место предлагает. Мол, на открытом месте ягоду собирать – на жаре испечься, а на поляне лесной – поесть да развлечь­ся- В лесу не будет той духоты да той тесноты. Небось, все деревенские девчата на Малиновские луга за ягодой кинутся. Вот Наташка да Дуняшка одни на лесной поляне и останутся. Была у девок знакомая поляна в лесу, на ней ягоды – рви не хочу!

Дуняшку долго не надо уговаривать, пошла, как всегда. А куда она без Наташки денется? А с Наташкой – будут и ягоды по ведру, и сами не сжарятся на пару… А пришли на поляну ту – ягода еще и не вызрела. Ну, порвали, какая покрупнее да покрасивей. Можно бы было и вернуться, да только разве Наташка согласится с пригоршней ягод до­мой придти?

Вот присели девки на осину упавшую и рассуждают меж собой: на Малиновские луга еще пойти али домой? И вдруг оглянулись обе сразу: показалось, будто засме­ялся кто за их спинами да так заливисто. Оглянуться ог­лянулись, да обе так и замерли… стояла позади них, не­подалеку, девка зеленая. Ладно бы, ежели одна одежа зеленой была, а то ведь зеленая и вся сама: и одежа, и лицо, и волосы. Зелень – зеленью! Может, у девок сер­дечки и екнули, да только они и виду не подали. С другой стороны, ежели бы страшный зверь там стоял – тогда да, а то – девка, считай, их ровесница. Ну, а что зеленая она – так какой же ей быть, ежели она лесная? Тут уж нечего и гадать, это и так видать! А лесная эта девка и платье имела немыслимое.

Платье то было из зеленых листиков, но легкое и воз­душное. А поверх зелени – сеточка, то ли из ниточек, то ли из травинок. А на той сеточке – ягодки разбросаны, словно бусинки алые на зелени сверкают. На-зеленых волосах – венок из ромашек полевых, на руках тьма пер­стней золотых, а бусы на шее и звякают, и звякают..

Девки на чудо такое глядят и не поймут никак: то ли это монисты да кольца звякают, то ли эта девка сама смехом серебряным рассыпается? Вроде, губы-то улы­баются?

-  Что, красавицы, закручинились?.. Рановато вы за малиной ко мне пожаловали. Вот через недельку-другую…
Но наделить вас ягодами могу и я. Может, вам место показать?

Девка зеленая у Наташки да Дуняшки спрашивает, а сама улыбается. Дуняшка от робости промолчала, а На­ташка прямо сказала:

-  Ежели знаешь такое место – покажи!

Девка та спиною к кустам повернулась, а девчат за со­бой рукой поманила. Первой за ней пошла Наташка, а уж потом -Дуняшка. И шли они, вроде, недолго, а на сосед­нюю поляну ступили – и ахнули. Это где ж были такие ме­ста, чтоб на них малинник, словно лес густой стоял? На­ташка – то пока по тропке ступала все дорогу примечала. А Дуняшка уж по следам Наташкиным шагала, только под ноги и глядела. Пока девки ягоду собирали, зеленая гос­тья поодаль стояла, на их работу глядела. А как ведра у них до краев ягодой наполнились, она и посетовала:

- Что ж вы, девки, взяли с собой только два ведра? Для такой ягоды и четырех мало. Может, вам еще по вед­ру дать? Только придется вам меня подождать. Я пока за ведрами схожу, а вы тут выполните просьбу мою: сухие ветки да сучки подберите, в кучки их сложите. Ты, На­ташка, обходи ягодник с этой стороны, а ты, Дуняшка, -с той! А как встретитесь, так и будет обихожен малинник мой. Ну, согласны, что ли? Тогда я пошла. А вы сушнячок соберите, сучья да прутья не пропустите.

Наташка одной стороной малинник обходить начала, а Дуняшка – другой. Идут, а сами ветки да коренья сухие подбирают, да каждая в свою кучку складывает. Идет Ду­няшка, к каждому сучочку, к каждой хворостинке наклоня­ется, ни одной не пропускает. А Наташка одну веточку под­берет, а пять мимо пройдет, а коряги и вовсе перешагнет. Что она, нанималась в работницы сюда? А за пустое ведро и цена невелика: подберет, что на глаза попадет. Она ведь не столько под ноги себе глядела, сколько место запомнить хотела.

Дуняшка, считай, меньше Наташки вдвое прошла. На­ташка еще ей попеняла: отчего, мол, так тихо собирала? Все ветки собирать – себе спину ломать. Не много ль за два-то пустых ведра? А тут и девка зеленая появилась. А ведра – то где?

- Ну, сколь красавицы наработали? – спрашивает. А сама вокруг малинника вовсе не идет, работу не проверяет.

Наташка про подругу думает: «Дуняшка – глупая! И чего так ломалась, почто столько раз наклонялась?» А девка меж тем улыбается:

- А давайте-ка, посмотрим, сколь вы наработали?

И тут хлопнула девка в ладоши один раз – и малин­ник весь пропал. А видны на поляне две кучи сушняка: дуняшкина и наташкина. Дуняшкина куча – выше роста человеческого, а Наташкина – еле-еле на земле примет­ная.

-   Ну, что ж, как потрудились – так и наградились! – Ска­зала девка зеленая и хлопнула в ладоши два раза. И тут вспыхнули обе кучи ярким пламенем. Только ни дыму, ни убытку от тех костров не было. А сгорели они вмиг.

-   А теперь соберите-ка пепел каждая от своего костерка да положите в эти два ведра! И протягивает девка обеим помощницам по шитому мешочку. Мешочки те, хоть и небольшие, но уж больно замысловато украшен­ные.

Выполнили Наташка да Дуняшка повеление девки лесной, собрали пепел каждая в мешочек свой. У Наташ­ки пепелку на донышке, а у Дуняшки – еле веревочки со­шлись. Ну, мешочки те себе на пояса и приладили. Зеле­ная девка тут и хлопнула в ладоши три раза: появились два ведра, ягодой доверху наполненные.

- Пока вы хворост собирали да ягодник мой очищали, я вам уж все припасла. Ну, а теперь пора и честь знать! Как потрудились – так и наградились! – Снова повторила она и пропала…

Оглянулись Наташка да Дуняшка: ни девки, ни малин­ника, ни лесной поляны. Стоят они за околицей родной деревни, а рядом с каждой – по два полных ведра с мали­ною. Порадовались обе, что не надо далеко по жаре идти, два ведра ягоды нести. Ну, по домам и разошлись.

Ягоды – ягодой! А вот в мешочках дареных оказалась не зола – золото. Песочком то золото светится-сверка­ет. У Дуняшки – прямо по завязочки полный мешок, а у Наташки – лишь на донышке. На золото дареное и дома родители поправили, и приданое обеим девкам справи­ли. А что разное по цене приданое вышло – так это и по­нятно: золота ведь не поровну было. НаДуняшкинудолю два сундука одежи справили, перину пуховую да мелен-ку. А на Наташкину долю – платье одно да новое ведро. Только на это денег и хватило. Дуняшку замуж Ванька взял, а уж Наташку – Сенька. Иван мельником стал, хо­зяйственным да толковым. А Сенька как в ребятах был обормотом, так с Наташкой и жил: работать не любил и семью худо кормил. Только на кого ж теперь девкам се­товать? Не на девку же зеленую? Она ведь их и так на­градила, как заслужили. Не зря ведь им повторяла: «Как потрудились – так и наградились!»

Нравственный урок.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Видно птицу по полету. Бог труды любит. Воспитание добрых чувств.

Какой вам показалась Наташка? Чем отличалась от нее Дуняшка?

Кто из двух девушек вам понравился больше и поче­му?

Справедливо ли были вознаграждены девушки и по­чему? Речевая зарядка.

Как вы понимаете выражение: «Как потрудились, так и наградились» ?

Придумайте, как одним словом можно охарактери­зовать Наташку и Дуняшку?

Перескажите, как выполнила задание лесной деви­цы Наташка и как Дуняшка?

Подходит ли к сказке поговорка: «Видно птицу по по­лету» и как ее в таком случае понимать? Развитие мышления и воображения.

Почему обе девушки по-разному выполнили задание лесной девицы ?

Как еще, кроме труда, можно узнать суть человека?

Как в дальнейшем сложится судьба подруг, если этот урок научил их правильно жить? Сказка и экология.

Какое время года описано в сказке и когда поспевает в лесу малина?

Расскажите, чем полезна малина?

Зачем лесная девица приказала подругам в лесу по­трудиться, и что они должны были сделать?

Чем грозит всему живому замусоренный, неухожен­ный лес? Сказка развивает руки.

Из природного материала вместе с родителями сде­лать лесную девицу, используя для этого все, что можно найти в лесу.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: познакомить с текстом сказки, по возможности обсудить поведение персонажей, мотивы их поступ­ков и оценить их поведение; выявить существенные различия в характере двух подруг, сравнивая их по­ступки; использовать сказку как притчу-нравоуче­ние.

Формы работы: фронтальная или индивидуальная.

16

Исполнитель: воспитатель возрастной группы, воспита­тель группы продленного дня, родители. Содержание: чтение сказки и беседа по содержанию. Вопросы по содержанию.

Кто из двух подруг вам понравился больше и почему?

Опишите, какая была Наташка и какая Дуняшка?

Как на ваш взгляд, почему Наташка в этой паре верхо­водила, а Дуняшка подчинялась?

Что подумали и почувствовали обе подружки, когда встретили в лесу девицу ?

Зачем девица дала подругам такое задание?

Как каждая из подруг выполнила задание и почему?

Как оценила лесная девица работу Наташки и Дуняш­ки, что она им сказала и почему?

Справедливой ли была награда?

Как поступили подруги со своими наградами?

Как в дальнейшем сложилась их судьба и почему так?

Что могло бы измениться в Наташкиной судьбе, если бы она не ленилась?

С какой целью судьба подруг испытывала?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сказка «Как потрудились, так и наградились» может быть использована в работе с детьми старшего дош­кольного и младшего школьного возраста, как во фрон­тальной работе с группой или классом, так и индиви­дуально.

Сказка рекомендуется для работы с детьми, имеющи­ми затруднения в межличностном общении, застенчи­выми или же неформальными лидерами, стремящими­ся к власти и лидерству. Работа также может принести положительные результаты и в работе с детьми, не ува­жающими чужой труд и стремящимися во что бы то ни стало избежать личного участия в коллективной работе или домашнем труде, безответственных или склонных выполнять трудовые и иные, требующие больших уси­лий задания за счет других.

 

p style=”text-align: justify;”

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Как потрудились – так и наградились (Терапевтическая сказка)”

  1. Женя1 пишет:

    Мои дети обожают сказки, а я наконец-то нашла сказки для всей семьи.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.