3 РУБЛЯ 28 КОПЕЕК С ПОЛУШКОЮ (Терапевтическая сказка)

мелочьИстория эта началась с печального события. У Кирюши в тот год помер отец, единственный кормилец в се­мье. Мать и сын сразу осиротели. Жили они в городе на частной квартире и имели, конечно, пару грядочек возле дома. Только и дом был хозяйский, и клочок землицы той не мог прокормить, как бы ни старались. Кирюше при­шлось бросить учебу, а ведь он считался лучшим учени­ком в гимназии. Но жизнь по-своему все повернула. При­шлось парнишке в 16 лет становиться опорой для матушки.

Кирюша долго размышлял, с матушкой советовался, только лучше своей первой задумки ничего не подобрал. Решил он купить короб да товару копеечного и отправить­ся по дальним деревням коробейником. Матушке для по­купки товару пришлось колечко свое продать да еще кое-чего из вещей мужниных. Ну, и набрали деньжат. Ленты, бусы, детские свистульки, кружева и много другой всякой всячины накупил Кирюша, оделся попроще и в путь отпра­вился. Считай, все лето ноги бил, по деревням ходил, свой товар хвалил. Не без пользы для себя, конечно, и прода­вал его в дальних деревнях.

Само собой, поначалу страшновато было городскому, непривычному к ходьбе пареньку, в чужих местах ноги бить, по темным тропам ходить, по большим дорогам с товаром шагать. Ведь и худые люди встренуться могли, а те за копейку не помилуют. Но первый поход оказался, можно сказать удачным, и возвращался Кирюша домой с какими никакими, но деньжатами. Было у него в потайном карманчике целых 3 рубля 28 копеек с полушкою. Деньги, правду сказать, небольшие, но по тому времени и нема­лые. Б те времена за такие-то деньги и корову можно было сторговать хорошую. Короб был пуст, оттого его Кирюша за плечи себе и повесил. А чего пустым-то ящиком себе колени бить?

До дому оставалось дня два пути, и переночевать Ки­рюша решил в деревеньке, что на берегу речки стояла. Постучался в один дом, его и пустили. Жила в том доме большая крестьянская семья: мать, старая бабка, да де­сять душ детей. Ребятишки были еще невелики, а отца-кормильца по весне схоронить пришлось. Вот и бед­ствовала семья. Лето еще продержались как-то: где рыбешкою, где грибами-ягодами. А о зиме да весне старшие в семье со страхом думали. Чем кормиться-то будут?

А старшими в той семье были мать да старая глухая бабка, а из кормильцев – старший сын Бориска двенад­цати лет от роду. Кирюшу хозяева не гнали, можно ска­зать, привечали. Только гость поел на ночь пустой картош­ки, глянул в голодные глаза младших ребятишек, и что-то у него сердце заныло… Хоть и намаялся в дороге, а сон долгонько не приходил. Вот и вышел Кирюша ночью на крылечко. Глядь, а там уж есть кто-то. Пригляделся: никак старшенький, Бориска сидит? Ну, Кирюша и присел ря­дом. Об чем уж они тогда беседовали, не знаю, не слыха­ла. А только утречком, как из дому этого уйти, достал Ки­рюша из заветного кармана свои денежки. Хотел три-то рубля отдать, а 28 копеек с полушкою себе оставить, а гля­нул на малышню, вздохнул, и все копейки с полушкою на стол выложил. Мать с Бориской на деньги глядят, а пове­рить не могут в счастье такое…

А Кирюша хозяевам поклонился и вышел из избы. Уж возле речки его Бориска нагнал, ничего не сказал, молча рядом шагал. Да и чего тут скажешь-то? Окромя «спаси­бо»? Но на прощанье все же решился: «Я за тебя, – гово­рит Бориска, – всю жизнь Богу молиться стану! А коль до­ведется, добром отплачу, случая не упущу!» И долго потом стоял за околицей, все вслед спасителю своему глядел. А на глазах-то слезы поблескивали. Хоть и мужик Борис­ка, только и у него сердце есть.

А Кирюша всю дорогу до дому думал: что он теперь матери-то скажет? Чем оправдается? У матушки проще­ния попросил, что все лето попусту проходил и обещался завтра же к хозяину на работу наняться. А хозяин Кирю­шу с радостью взял: работал парень грамотный на со­весть, а получал за сво*й труд – спасибо да рупь. Так все и устроилось.

Через пять-то лет Кирюша уж совсем взрослым стал, мать свою жалел, не обижал. А вскорости и сам женился. Взял девицу-скромницу Любашу, хозяйского плотника дочь. Так и жили… Работал и-трудились, но деньгами не больно-то разжились. На прожитье хватало – и то ладно. У Кирилла да Л юбаши двое деток народилось: сын да доч­ка. Так жизнь и текла. Уж дети выросли.

И тут вдруг вызывает хозяин Кирилла к себе, а об чем с ним говорить, видать, сам не знает. Только видит Ки­рилл: в креслах барин сидит незнакомый, средних лет. Бородка клинышком, а на висках волосики ранней се­диной подернуты. Хозяин с Кириллом ни об чем гово­рит, а этот барин все на Кирилла глядит. Внимательно так приглядывается. А потом вдруг и просится к нему в дом переночевать: я, мол, вас не стесню? Ну, Кирилл удивился еще: отчего мол, барин этот у хозяина не пе­реночует? Небось, в хозяйском особняке и посвобод­ней и побогаче будет? Но спрашивать не стал, гостя к себе в дом позвал.

А барин этот купцом богатым оказался. А как тот на квартирку-то Кирюшину глянул, так и заметил: мол, тес­новато живете. Впятером, а только в двух комнатах с ку­хонькой. Только видит купец, в тесноте живут, да не в оби­де. Добро друг дружке дарят, близким жизнь облегчают, друг дружке помогают. Послушал и разговор их, подивил­ся еще, что все в таком бедном доме ладно. Ну, вечерком и спать лег. Только, видать, не спалось гостю долго: все ворочался да вздыхал. А утречком Кирилла к себе позвал, мол, поговорить надобно…

Кирилл вышел после разговору задумчивый и сразу к жене. Переговорил с нею малость, ну, тут и дочку свою Аннушку в комнату позвали. Аннушке в ту пору семнадцать лет исполнилось, а хороша и приветлива была и умна не по годам. Та сразу смекнула: не иначе, как этот богатый купец к ней, к Аннушке, приглядывается? Купец с нею тог­да об жизни да семье потолковал, с родителями посуда­чил да и уходить засобирался. А перед уходом снова с Кириллом вдвоем остался. Вышел гость из комнаты, по­прощался с домочадцами и уехал. Тут и Кирилл на пороге появился. Вид у него был растерянный, слова сказать не может, а в руках – ассигнации. Целая пачка. Жена Любуш­ка только и спросила: «За что?» За что, мол, такие деньги купец дал? А Кирилл плечами пожал и отвечает: «Веришь, сам не знаю! Только обещался через полгода опять в гос­ти приехать. А еще просил… просил Аннушку пока ни за кого замуж не отдавать!»

Переглянулись все, а Аннушка румянцем покрылась да над шитьем своим склонилась. Ну, об этом потом и не го­ворил боле никто. На деньги эти, ассигнации, Кирилл поболе квартиру снял, сына на учебу пристроил и Аннушке приданое собирал. Кто их знает, богачей этих? А может, и приедет? Так чтоб не ударить в грязь лицом… Только и за Аннушкой примечать стали: вроде, на шитье свое гля­дит, а руки-то не работают, иголка в воздухе повисла. А спроси ее: про что думает? Враз покраснеет да из ком­наты выбежит.

Вот уж и полгода минуло, а купца все нет как нет. Ан­нушка в окошко уж все глаза проглядела. Видать, пошу­тил барин?.. А на самое Рождество и приходят к ним в дом ряженые: тут и Мехоноша в зипуне, и Козел на помеле, и цыганка с огромными усами, и медведь с костылями. Хо­зяева, Кирилл да Любаша, ряженых встречают, пирогами угощают. А ряженые и давай хозяев славить. Тут уж при­шлось Кириллу и деньжатами еще гостей одарить. А один-то ряженый, что медведем представлялся, деньги хозяй­ские в руки взял. Взял, пересчитал, а потом и сетует: «Мало даешь, хозяин! Тут всего 25 копеек. Не хватает тут. Трех рублей да трех копеек с полушкою…»

Удивились хозяева: деньги-то немалые. Не много ли за колядки? Тут медведь тот личину с себя и снимает. Гляну­ли хозяева: а ведь это купец тот, благодетель-то! Да и ос­тальные ряженые тоже знатными людьми оказались. При­шлось всех за стол приглашать. А купец и просит у хозяев разрешения рядом с Аннушкой сесть. Отец с матерью на дочь глянули, а та от счастья так и светится!

После Крещения решили молодых обвенчать. Свадьба получилась веселая да богатая. Считай, человек сто праз­дновало. А после свадьбы молодой муж и позвал к себе отца своего нового побеседовать: «А я за тебя, отец Ки­рилл, всю жизнь Бога молил. Как и обещался. Ты тогда в бедный дом не деньги принес. Счастье да удачу ребятиш­кам подарил. Матушку нашу да нас от верной погибели да голодной смерти спас. Может, помнишь парнишку Борис-ку?.. Да 3 рубля 28 копеек с полушкою?..»

Нравственный урок.

Делай добро, и оно добром тебе обернется.

Добро неси, а платы не проси.

Воспитание добрых чувств.

В каких поступках проявляется доброта ероев ? ,

Как Кирилл оправдался перед матерью ?

С чем Бориска вернулся к Кириллу через много лет?

Речевая зарядка.

Подходит ли к сказке пословица «Как аукнется, так и откликнется ?»

Этимология слов: полушка, коробейник, зипун, ряже­ные, ассигнация. Развитие мышления и воображения.

Придумайте, как могла бы сложиться жизнь Бориски, не встреть он доброго человека?

О чем думал Кирюша, отдавая Борискиной семье тя­жело заработанные деньги?

Чего бы в жизни Кирилла не случилось, не сделай он в молодости доброе дело?

Как, по-твоему, сложится судьба молодых?

Сказка и экология.

Можно ли утверждать, что глубина человеческого счастья зависит от богатства? А от чего она зависит?

Какими словами можно назвать особенности души Бориса и Кирилла?

Легко ли окружающим жить с такими людьми?

Сказка развивает руки.

Сплести из прутьев либо сделать из другого материа­ла короб и его содержимое: ленты, бусы, свистульки, по­делки-игрушки из глины.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: воспитывать в детях чувство любви к ближ­нему, желание и умение придти ему на помощь,- даже когда об этом не просят; активизировать работу по об­суждению мотивов поведения героев, установить связь между поступками человека и счастьем окружа­ющих людей; рассмотреть материальные ценности как средство творить добро и делать счастливыми окру­жающих людей, а не как самоцель либо средство по­вышения статуса человека в обществе; пополнить сло­варный запас. 

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

Откуда видно, что Кирилл занялся непривычным для него делом из-за нужды?

Как намеревался Кирилл поправить материальное по­ложение свое и матери?

В чем заключалась работа коробейника и как Кирилл с нею справился?

Зачем заработанные таким трудом деньги он отдал не­знакомой семье?

Почему Бориска вышел среди ночи на крыльцо своего дома?

Какие отговорки мог придумать Кирилл для объясне­ния своей неудачи в торговле матери? Почему он этого не сделал?

Зачем барин захотел переночевать у Кирилла?

Чему подивился барин в этой семье?

Почему барин в знак благодарности не ограничился лишь деньгами и что он пообещал?

Какие чувства переполняли Бориса и Кирилла, когда они узнали друг друга ?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Работа со сказкой может быть проведена с ребенком или группой детей конфликтных, у которых наблюда­ются ссоры со сверстниками из-за разного уровня ма­териальной обеспеченности в семьях; с детьми с завы­шенной или, наоборот, заниженной самооценкой, а также тревожными детьми, обидчивыми и замкнугыми. В каждом отдельном случае внимание следует обращать именно на те качества и такие сомнения, какие прояв­ляются у главных героев сказки, на их поступки и чув­ства.

Не так легко Кирилл решился отдать все заработан­ные за лето деньги чужой семье. И у него, скорее всего, были сомнения и смущение, и он боялся сказать матери правду о таком своем поступке. За искренность и доб­роту судьба наградила Кирилла. Эта награда — не толь­ко и не столько в деньгах и богатстве, а в дружной се­мье, любящих людях, счастье дочери.

И Борис мог бы жить себе, «припеваючи» со своим богатством, а он почему-то всю жизнь лелеял мечту отплатить доброму человеку добром за добро. Поэтому тема благодарности людям за их доброту и отзывчивость бу­дет воспринята и ребенком, сориентированным пока лишь на то, чтобы только требовать и брать, ничего не давая взамен, считая себя еще ребенком, а других — ему за это обязанными.

Не следует проходить и мимо ситуации выбора неве­сты. Не зря наши предки говаривали: «выбирай корову по рогам, а невесту по родителям». Эту сказку полезно прочитать не только детям, но и подросткам, выбираю­щим жизненный путь. Мечта о богатстве не должна опи­раться на желание получить все сразу и, по возможнос­ти, без особых усилий. А богатому человеку и живется труднее: больше соблазнов, больше вокруг него людей, неискренне его возвышающих, а значит и соблазняю­щих на нечестные или неискренние поступки. У бога­тых людей — свои примеры жертвенности и свои обя­занности, и это вовсе не значит, что они всегда должны «тянугь одеяло» лишь на самих себя. Люди уважают че­ловека не за «мошну», а за душу. Ну, а если при боль­шой мошне есть еще и большая душа — так это счастье вдвойне и для семьи, и для самого человека, и для окру­жающих.

 

/p

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “3 РУБЛЯ 28 КОПЕЕК С ПОЛУШКОЮ (Терапевтическая сказка)”

  1. Akhil пишет:

    Верю в силу терапевтических сказов. Действительно мозги включают, как надо!

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.