Понятия не имею (Терапевтическая сказка)

Вот ты дивишься: отчего один человек имя свое с гор­достью носит, а иной – словно собака, на кличку отзыва­ется… Знаю я, про кого ты думаешь-то. Знаю… Небось, про Карякиных, Макара да Степана? Угадала? Я сама час­тенько про то думала. Попробую тебе рассказать про них, а уж ты решай сам!

А начну я свой сказ не с них, а с матушки да ее сестры. Обе они росли в нашей деревне, обе и замуж в один год вышли. Только одна-то в город уехала, а другая тут хсить осталась. Лет по десять за мужьями прожили и случилась у городской сестры большая беда: мужа она потеряла. Он в городе на фабрике работал, а однажды там на него ка­кой-то тюк и свалился. Пришибло шибко. Два дня в бес­памятстве провалялся да Богу душу и отдал. Вот и при­ехала убитая горем вдова в деревню. Сестре слезы излить да об жизни поговорить. Детей-то у них с мужем не было.

Только не знала она, что у деревенской сестры – своя беда. Муж ее по весне за дровами отправился. А через брод переходя, и утонул со всем возом да лошадью. Вре­мя-то сличили, а там всего девять ден! Значит, обе сест­рицы вдовами остались, почитай в одно время. Только у деревенской-то сестры свои печали: двое мальчонок -сыновей на руках. Их еще поднимать да поднимать. Ну, поплакали, погоревали сестры. А как городская-то собра­лась домой уезжать, так и попросила одного-то мальчон­ку с ней отпустить: мол, не так тяжело ей будет горе пере­носить. Все какое-то успокоение – живая душа в дому! Мать подумала, с сыновьями поговорила да одного сына с теткой в город и отпустила. Степан при матери в дерев­не остался, а Макар с теткой в город подался.

Степка с детских лет к одному зажиточному хозяину в работники нанялся: гусей пасти. Хозяин у него строгий попался, но круче да горластее – его женушка. Гусей пас­ти – работа не больно тяжелая, но хлопотная да беспокой­ная. Все лето Степка трудился, уж перед самыми холода­ми обещал хозяин с ним расплатиться. А тут беда! Двух гусей Степка потерял. То ли где в камышах заплутали, то ли лисы задрали. Одним словом – беда! Степка как поду­мал про мать – сердце кровью облилось. Ведь она на пла­ту рассчитывала. А как теперь хозяин про потерянных гу­сей узнает – сразу без денег оставит!

Шел Степка с тяжелой думой: ну, как о пропаже хозяе­вам сказать? Перед крыльцом хозяйской избы остановил­ся, а вперед ноги не идут… И давай он тут молиться: «Гос­поди помоги!», «Господи помилуй меня, грешного!» А у самого нет сил дверь отворить да в избу ступить. Ну, на пороге-то долго не протопчешься. Перекрестился и во­шел… А как свою беду хозяйке обсказал, та даже позеле­нела от злости. Руки в боки наставила, глаза в щелочки сузила, рот отворила…

И тут кто-то в ворота стучать стал. Хозяйка Степку по­глядеть послала, а сама к окошку припала. Дочь ее един­ственная с внуками в гости к родителям прикатила. Уж как мать рада была1 Как счастлива! И про злобу свою забыла.

Степка дверь в избу гостям открыл, в дом пропустил и вещи-подарки из телеги носил. А потом на скамеечку воз­ле избы сел и затих: что еще хозяин скажет, как накажет? Тут хозяйка на крыльцо выскочила. – Ты чего расселся? -кричит. – Беги, хозяина зови! Скажи, мол, дочка с внуками приехала! Кинулся Степка за хозяином. Пока к дому шли, Степка ему и скажи про двух-то потерянных гусей. А тот сразу: «Потом разберемся! Мне не до тебя! Видишь, доч­ка с внуками приехала!»

На другой день Степка к хозяину подошел, насчет гу­сей потолковать, а тот:

- Не будешь больше ушами хлопать! Ладно уж! На ра­достях прощаю твой грех. А теперь беги по нашей родне, зови в дом всех! Хозяйка уж стол накрыла!

Так Степку беда и обошла. И хозяйка ему за работу зап­латила, и хозяин старый тулуп подарил. Степка это запом­нил, потому с Господом в душе и жил. Его благодарил, на него в печали да тревогах уповал. Сам по совести прожи­вал, трудился, и мать заботами да вниманием не остав­лял. Оттого Степаном Матвеичем и стал.

А брат его родной, Макар, у тетки рос. А как боль­шим стал, устроила его тетка на фабрику трудиться. Но проработал он там года два и вдруг в деревню вернул­ся. Матери да брату так пояснил: нашла, мол, тетка для себя нового мужа, вот и стал Макар в том доме не ну­жен. Ну, а чужим-то по-иному сказал: мол, захотел на природе да в родном доме пожить. В разговоре с дере­венскими – над ними шутил, смеялся: и говорят-то они не так, и ходят не эдак, и работать не умеют, оттого, мол, и не богатеют. О себе Макар большое понятие имел, Станут деревенские мужики с ним об жизни толковать и все дивятся: слова-то он верно говорил, мудреные речи сходу выплескивал, а вот весь разговор получался пустой. Спросят, бывало, его мужики, какие материи на фабрике ткут да как это получается, чтобы из ниток ма­терия? А он им: «Эх деревня! Не материя – ма-ну-фак-ту-ра! Разную мануфактуру ткут: ситец, сатин. А как она ткется – понятия не имею!»

Уж потом мужики прознали, кем он на фабрике-то тру­дился. Метлой во дворе» фабричном махал, оттого ниче­го про «мануфактуру» и не знал. Одни названия и все! Спросят, бывало, как, мол, хозяин-то с такой фабрикой управляется? Ведь у него рабочих, небось, тьма?

- Так он, что ли, управляет-то? Он только денежки по­лучает. А управляет управляющий! Да я его за все два года только раза три и видал. И то, когда он по фабричному двору на пролетке проезжал. А уж как он управляет – по­нятия не имею!

Баб в разговорах больше интересовали цены. В лавке фабричной да у купцов. Только и тут им Макар ничего ска­зать не мог. Тетка за него деньги-то в конторе получала, потому как сама на фабрике работала. А харчи сама в дом приносила. Потому про цены он понятия не имел.

В деревне Макар все прижиться никак не умел. Брат Степан его сколько раз в поле звал: рук-то у Степана только две, а едоков в семье прибавилось. Только Ма­кар ему сразу сказал: мол, ктакой работе он не привыч­ный. Вот, ежели бы у них мануфактура была – тогда да! А так – на речке рыбачил, по лесам гулял, под деревом в саду лежал. Вот и вся его работа! Потерпела мать так-то с полгода, и давай Макару пенять: «Это что же полу­чается? Степан в поле за троих управляется, я по хозяй­ству суечусь. А ты дармоед? А совесть-то у тебя где?» Обиделся Макар, да деваться некуда. Пришлось со Сте­паном в поле отправляться. Весна за окном, надо зем­лю пахать. Уж лошадку-то может Макар по полю водить, пока Степан за плугом станет ходить? С таким-то в де­ревне и парнишки небольшие управляются. А Макар гля­дит на брата да улыбается: мол, понятия не имею, как лошадью управлять. Пришла пора траву косить, а он: понятия не имею, как косу наладить. Так и прожил вновь до осени. Мать да Степан и не знают, как им быть с дармоедом этим? Вот и решила мать: пусть едет Ма­кар опять в город проживать. В деревне без работы только малые дети да древние старухи. А здоровый мужик целыми днями в тенечке лежит, прохлаждает­ся… Уж и так стыд родным глаза ест, прозвали Макара в деревне – «Понятия не имею». Да от такой клички любой мужик бы озверел. А ему – все нипочем, стыд глаза не ест. Вот и пришлось его обратно в город нала­дить… Это уж потом, когда у Степана своя семья по­явилась, дети народились, Макар обратно в деревню прикатил. А чего ему – ни семьи, ни работы. А тут хоть накормят-напоят. Так, никчемный человек…

Теперь-то уж оба – старики. Но Степан своего никудыш­ного брата не бросает, жить в своей избе позволяет, хотя и пользы от него – как от козла молока! В лес пойдет -вернется без гриба, на речке не столько наловит карасей, сколько дремлет у сетей. Ну, кто теперь скажет, что они братья да еще погодки? Степан – солидный мужик, а Ма­кар – старик-стариком, и волосья у него повылезали, и ноги скривились. И глаза слезились. А говорить с ним даже малому дитю неспособно: «Понятия не имею», – вот и все что он знает-умеет. А без понятия – какой он му­жик? Ежели до глубокой старости таким никудышным оставаться – нечего за кличку на народ обижаться!

Нравственный урок.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Без Бога не до порога.

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что гово­ришь.

В детстве не научишься — всю жизнь намучишься.

Воспитание добрых чувств.

О ком Степка прежде всего подумал, когда обнару­жил пропажу гусей? Почему?

По какой причине Степку в зрелые годы звали на де­ревне Степаном Матвеичем?

Почему Степан не цыгнал из}дома своего брата-ло­дыря?

Почему Степан вызывает уважение, а Макар нет?

Речевая зарядка.

Как понимать слово «дармоед» ?

Произнеси раздельно «мануфактура» и попробуй объяснить значение этого слова.

Какими словами совестила мать Макара?

Подходят ли к сказке пословицы «Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь» и «В детстве не научишься — всю жизнь намучишься»? Как пони­мать выражения из сказки: «Помощи, как от козла мо­лока», «Стыд родным глаза ест»?

Развитие мышления и воображения.

Как понимать выражение «Сердце кровью обли­лось»?

Что могло случиться, если бы Степка не обратился за помощью к Богу? За себя ли он больше всего испу­гался?

Что заставило хозяев простить Степкину вину?

Что бы стало с Макаром, если бы мать не отдала его в детстве на воспитание тетке?

Сказка и экология.

Каковы знакомые вам повадки гусей и что сказано о них в сказке?

Как крестьянин определяет, что «земля поспела»?

Какие виды крестьянских работ названы в сказке и 1кие еще ты знаешь?

Нужна ли сноровка, чтобы косой косить траву или это южет сделать любой и без подготовки? В какое время

косят траву, а в какое сушат?

Сказка развивает руки.

Методом оригами сделать из бумаги гусей. С помо­щью родителей нарисовать на отдельных листах бумаги контуры двух персонажей сказки: Макара и Степана. Раскрашивать их фигуры и одежду будут сами дети.

РАБОТАС ТЕКСТОМ

Цель: способствовать оценочному отношению детей к характеристике двух братьев, выявлению положи­тельных моментов в их взаимоотношениях и отноше­нии к труду и близким людям; подвести детей к по­ниманию ценностей счастливой семейной жизни и значимости взаимовыручки и покоя в семье; заста­вить детей с помощью притчи-нравоучения посмот­реть на себя со стороны.

Форма  работы: фронтальная, индивидуальная и груп­повая.

Вопросы по содержанию.

Чем отличались судьбы двух сестер и чем были похо­жи?

Почему с потерей гусей у Степки «сердце кровью обли­лось»?

Чем Господь помог Степке после его горячей молит­вы?

Как наказали хозяева Степку за потерю гусей? Как жила семья до приезда в деревню Макара? Как жил сам Макар до приезда в деревню? Чему дивились деревенские мужики, разговаривая с

Макаром? Отчего разговор с Макаром оказывался «пустым», хотя

слова он и верно говорил? Что заставило Макара говорить слова «понятия не имею»? Всегда ли и впрямь незнание? Как понимать слова: «В детстве не научишься — всю жизнь намучишься»?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для работы с этой сказкой лучше выбрать фронталь­ную или групповую работу, поскольку здесь очень важ­но общение детей между собой. Однако и индивиду­альная работа в семье после чтения сказки вслух дает возможность ребенку не только высказаться самому, но и выслушать мнение старших членов семьи, а то и пример из жизни, подтверждающий основную идею сказки.

Сказку эту следует прочитать детям и с заниженной, и с завышенной самооценкой, не любящим и не желаю­щим трудиться, выполнять поручения по дому. Заласкан­ный, эгоцентричный ребенок воспринимает сказку как притчу о предстоящей расплате за нерадивость, лень и неуважение родителей. Мнение о себе как о «центре вселенной» в ходе работы с этой сказкой начинает ко­лебаться.

Самоуверенные дети, не умеющие уважать чужое мнение, чужой труд должны на этой сказке хотя бы за­сомневаться: а все ли может человек? Бывают ли такие обстоятельства, которые выше человека и не могут быть им достойным образом решены самостоятельно? Ока­жется ли рядом человек, который поможет? И вывод. Для того, чтобы такой человек был рядом, надо его иметь. Если семья — верующая, ей проще объяснить зависи­мость человека и его дальнейшей жизни от собственных поступков в прошлом, также проще принять выражение: «Без Бога не до порога».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.